Направление «Восстановительные технологии»
В начале реализации проекта сотрудники детских центров познакомились с концепцией восстановительного подхода через участие в восстановительной программе «Круг сообщества».
Концепция восстановительного подхода – это система теоретических представлений и набор способов, процедур и приемов работы, используемых в ситуации преступления, конфликта, в обстоятельствах эскалации взаимонепонимания, отчуждения и напряженности в отношениях между людьми и всплеска насилия. Восстановительный подход в разрешении конфликтов и криминальных ситуаций с помощью ведущего восстановительных программ помогает реализовать важные для общества ценности: исцеление пострадавших, заглаживание вреда силами обидчиков, участие в этом процессе ближайшего социального окружения, уважительное взаимодействие.
Затем сотрудники центров приняли участие в обучающих трёх вебинарах, посвящённых основным восстановительным технологиям: медиация, круг сообщества, семейная конференция.
После этого сотрудникам центров было предложено начать использовать в своей работе с воспитанниками программу «Круг сообщества». Восстановительная программа «Круг сообщества» направлена на профилактику и разрешение конфликтов, в которые втянуты от четырех и более человек. Важнейшей особенностью кругов является привлечение к обсуждению проблемы всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение.
Помимо этого под руководством Путинцевой Натальи Владимировны, ведущей восстановительных программ в образовательной среде, сотрудники центров вместе с менторами начали проводить консилиумы/советы профилактики в формате круга сообщества, состоящие из двух этапов.
1. Подготовительный этап: встреча в формате круга сообщества с воспитателями воспитанника, ментором воспитанника, представителями администрации и социально-психологической службы, сотрудниками центра, которые имеют отношение к воспитаннику.
Цель встречи:
- прояснение актуальной ситуации, связанной с воспитанником;
- обсуждение совместного плана мероприятий, направленных на изменение ситуации.
В конце встречи участники круга определяются, кто из них примет участие в Совете профилактики.
2. Совет профилактики/консилиум в формате круга сообщества.
Участники встречи: воспитанник, воспитатели воспитанника, ментор, представители администрации и социально-психологической службы, сотрудники центра, которые имеют отношение к воспитаннику.
Цель встречи:
- прояснение актуальной ситуации, связанной с воспитанником;
- обсуждение конструктивных выходов, направленных на изменение ситуации.
На встрече участникам предлагается по очереди ответить на следующие вопросы (ответы фиксируются на листах флипчата и все их видят). Первым на все вопросы отвечает воспитанник.
1. Назовите качества, которые Вы цените в … (имя воспитанника).
2. В чем, на Ваш взгляд, ситуация? Что Вас радует и что беспокоит в жизни … (имя воспитанника)?
3. Что можно сделать, на Ваш взгляд, для изменения ситуации?
4. Что Вы готовы делать для изменения ситуации?
В конце итоги встречи фиксируются как решение Совета профилактики.
После проведенных консилиумов/Советов профилактики в формате круга сообщества сотрудники центров отмечают, что они по-другому посмотрели на своего воспитанника, услышали, что его волнует и о чём он переживает, что он сам готов делать для изменения своей жизни в лучшую сторону. В свою очередь воспитанник услышал сотрудников центра и только на этой встрече понял, что окружающие переживают за него и готовы быть с ним рядом, поддерживать и помогать решать вместе с ним важные для него жизненные вопросы.
По итогам полугодия можно отметить, что сотрудники центров замотивированы на освоение восстановительных технологий и их применение в своей деятельности.