Аргентина

Телемост «ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ДЕСТИГМАТИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МОЛОДЁЖИ: ОПЫТ УНИВЕРСИТЕТОВ И НКО РОССИИ И АРГЕНТИНЫ» был организован совместно МГППУ и Universidade Buenos Aires (UBA) в рамках программы долгосрочного сотрудничества. Прямая трансляция проводилась на YouTube-канале Федерации психологов образования России.
Модераторами телемоста были Римма Чиркина, заведующая кафедрой юридической психологии и права МГППУ, и Сабрина Чараф (Sabrina Charaf), координатор и преподаватель программы повышения квалификации в тюрьмах(FFyL-UBA) от Университета Буэнос-Айреса.
Докладчики, Михаил Дебольский, профессор МГППУ, и Синтия Бустело (Cynthia Bustelo, UBA), рассказали о возможностях обучения и получения высшего и среднего специального образования во время отбывания наказания в тюрьмах России и Аргентины. Ана Камарда (Ana Camarda, UBA) представила доклад о возможностях самоорганизации и самоадвокации для студентов в Аргентине.
Студенты и выпускники университетов России и Аргентины представили свой взгляд на возможности образования в тюрьмах (доклады Гастона Броссио, Михаила Коломийца), а также обсудили исследования, которые проводятся в пенитенциарной системе Российской Федерации (Анастасия Зайцева).
Юлия Ковалёва, Ирина Бойкова и Ирен Чикома Соралуз в своих докладах предложили работающие форматы поддержки женщин, выходящих из заключения.
По результатам докладов и обсуждений, в первую очередь, был сделан вывод о взаимном интересе к изучению опыта коллег и потребности в обмене лучшими практиками.
В заключение аспиранткой кафедры юридической психологии и права координатором СНО факультета юридической психологии МГППУ Евгенией Стратийчук , были отмечены сходства и различия в подходах к образованию в российской и аргентинской пенитенциарных системах.
Были отмечены следующие сходства:
1. Российский и аргентинский опыт показывает, что и сами заключённые, и образовательные учреждения заинтересованы в появлении образовательных программ в местах лишения свободы.
2. И в России, и в Аргентине судьба человека и его ресоциализация после выхода из тюрьмы являются важной темой. В обеих странах образование и получение профессии видится как инструмент ресоциализации и дестигматизации.
3. Студенты и преподаватели в обеих странах становятся частью системы ресоциализации. Это происходит через взаимодействие между заключёнными и людьми «с воли», представляющими ценности, отличные от ценностей криминального сообщества, с которыми заключённые могут начать себя ассоциировать. К тому же, общение на равных между преподавателями, студентами и заключёнными представляет собой ни что иное, как отказ от стигматизации людей, находящихся в заключении.
4. Представители обеих стран отметили, что ресоциализация – сложный процесс, и заключённые испытывают сложности в возвращении к повседневной жизни в социуме, несмотря на предпринимаемые усилия.
Также были отмечены следующие различия:
1. Получение среднего общего образования заключёнными в Аргентине является правом, а в России – обязанностью. Российские заключённые до 30 лет обязаны получить среднее образование, хотят они этого или нет, в то время как в Аргентине активные заключённые и преподаватели университетов добиваются права открывать факультеты на территории тюрем.
2. Для России характерна скорее патерналистская позиция в сфере образования, ресоциализации и помощи заключённым, в то время как в Аргентине делается упор на диалог и внимание к трудовым и образовательным правам людей, находящихся в тюрьмах.
3. В Аргентине возможны объединения и союзы помощи заключённым как вне тюрем, так и внутри. В России пока возможны только объединения и НКО, созданные сторонними людьми для помощи людям в местах лишения свободы.

В рамках программы сотрудничества МГППУ и Университета Буэнос-Айреса в мае 2023 года прошел первый телемост "Тюрьма и воля в России и Латинской Америке", а в ноябре 2023 года состоялся первый визит делегации МГППУ в университет Буэнос-Айреса. В дальнейшем, в рамках сотрудничества МГППУ и UBA планируется проведение ряда обменных программ в области преподавания, цикл конференций и научных семинаров для специалистов и студентов обеих стран, а также реализация совместных исследований, в которых предусмотрено участие студентов на уровне СНО факультета ЮП и МГППУ, в целом.


Запись международного телемоста от 15 апреля 2024 года доступна по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=fHJYNApcSDs

Запись телемоста от 30 мая 2023 года по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=x5Q5JQ2OlDc