В рамках проекта "Экосистема детства: апробация системной модели профилактики социальных рисков в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" реализуется комплексный подход по профилактике и психокоррекции аддиктивного поведения.
Основная цель данного направления Проекта – это предупреждение формирования у воспитанников ЦССВ зависимого поведения, наиболее деструктивными формами которого являются табакокурение, алкоголизация и наркомания. Многоаспектность подхода предполагает как первичную профилактику аддикции, которая проводится со всеми детьми, участвующими в Проекте, так и вторичную, адресованную прежде всего тем детям, которые уже имеют опыт употребления различных психоактивных веществ.
В основе работы лежит программа, разработанная специально для реализуемого Проекта. С целью первичной профилактики аддиктивного поведения используются тренинговые программы, направленные на повышение коммуникативных умений, навыков эмоциональной саморегуляции, формирование личной ответственности за свой выбор и принятие решения.
Для вторичной профилактики на основе доказательного подхода коррекции аддиктивного поведения Х. Милкмана применяется психотерапевтическая модель Когнитивного реконструирования. В данной парадигме наряду с возрастными и личностными особенностями детей, страдающих зависимым поведением, учитываются условия той сложной жизненной ситуации, в которой они находятся, оставшись без попечения родителей.
Указанные профилактические программы осуществляются в двух формах – групповой и индивидуальной. Для первичной профилактики вполне успешно используется комплекс тренинговых занятий, который эффективно под руководством преподавателей реализуют волонтеры-студенты МГППУ.
Вторичная профилактика проводится в индивидуальном режиме. Данный вид психокоррекционной, консультативной и психотерапевтической деятельности осуществляют менторы, которые на протяжении всего времени взаимодействия с зависимым ребенком «ведут его», «верят в него», предлагают ему свой опыт, знания, информацию и эмоциональную поддержку.
Вся работа по профилактике аддиктивного поведения встраивается в общую фабулу и структуру других реализуемых в Проекте методов. Так, факторами риска формирования зависимости часто выступают конфликты, агрессия и непонимание ребенка. В таком случае целесообразно подключить его к работе в системе Восстановительных технологий. Если ребенок самостоятельно не может найти интересное для себя занятие, увлечение, то ему можно предложить посещение фольклорной группы. Научиться справляться со своими эмоциями, выработать навыки самоконтроля помогут занятия по методике "Умелый Класс", реализуемой в проекте под названием Умелая Группа / Умелая Семья.
Автор: Власова Н.В., доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ, руководитель направления "Профилактика аддиктивного поведения" в проекте "Экосистема детства".