Проект МГППУ - 2019
“Инструменты доказательного подхода к анализу и оценке практик, программ и политик в сфере профилактики социальных рисков детства”

                                                                                                                                                       

'

 

Цель проекта - оценка эффективности практик ранней профилактики девиантного поведения детей в образовательной среде. Проект предполагает апробацию и внедрение программы формирования социальных навыков у учащихся начальных классов “Skilful Class”, основанной на авторском методе Б. Фурмана Kids’ Skills, реализующем творческий и позитивный подход к обучению детей, преодолевающих эмоциональные и поведенческие трудности.

Реализацию проекта обеспечивают:

   Ответственное подразделение: факультет юридической психологии ФГБОУ ВО МГППУ.
  Научный руководитель и руководитель проектов: Чиркина Р.В., заведующая кафедрой юридической психологии и права ФЮП МГППУ.
 Мониторинг и сопровождение: СНО факультета юридической психологии МГППУ. Координатор студенческого сопровождения проекта от СНО ФЮП – Коновалова М.А.
  Партнерское сопровождение и супервизия: Helsinki  Brief  Therapy  Institute в лице д-ра Б. Фурмана (Финляндия).
   География проекта: Москва, Саратовская и Самарская области, Санкт-Петербург, Сургут, Камчатка.

 Информационная поддержка: периодическое электронное научно-практическое издание журнал «Психология и право» и электронные ресурсы организаций-партнеров.

     В 2019 году проект реализуется в два этапа. На первом этапе в режиме  пилотажа проверяется приживаемость методики в начальной школе (Москва и регионы),  анализируются условия запроса и  отклика на предложение о вхождении школ в экспериментальный режим и их возможности и проблемы, связанные с интеграцией в процесс работы нового спектра деятельности, выходящего за рамки обычной. По итогам пилотажа должна быть разработана и реализована на нескольких площадках программа рандомизированного исследования эффективности методики и представлены требования и протоколы его проведения для профилактических программ сходной направленности.  Также требуется проработка этого инструмента применительно к практикам раннего вмешательства (например, на основе русской фольклорной игры для старших дошкольников), антибуллинговых программ и различных комбинаций профилактических методик (в перспективе реализации проекта в 2020 и 2021 гг). Все эти программы объединяет сущностная, содержательная направленность на развитие навыков управления поведением, эмоциями, социального взаимодействия как факторов профилактики девиаций. 

'

       Ключевыми событиями проекта являются научно-методические обучающие инструктивные семинары с участием Бена Фурмана «Умелый класс: формирование социальных навыков как метод профилактики эмоциональных и поведенческих проблем у детей» 27 февраля и 28-30 августа 2019 г.  Семинары предваряют этапы экспериментальной программы и предусматривают отбор и обучение команд участников, в которые входят учителя начальных классов, психологи и другие заинтересованные специалисты начальной школы, а также студенты психологических факультетов, обеспечивающие сбор данных мониторинга и диагностики. Площадки апробации – начальные классы образовательных организаций, смешанные группы интернатных учреждений, подготовительные группы ДОУ.

  Пилотный этап проекта был реализован в школах Москвы, Саратовской, Самарской областей, Камчатки, Санкт-Петербурга, Сургута в период с февраля по июнь 2019 года. На 14  апробационных площадках работали 18 учителей начальных классов, 11  педагогов-психологов, 20 студентов-членов  СНО МГППУ. В программу было включено более 300 учеников начальных классов, 11 классов получили сертификат «Умелый класс». Все  педагоги и студенты  получили международные сертификаты о повышении квалификации. Но главное, что отмечают участники пилотажа, программа стала прекрасной возможностью сплотиться, начать получать удовольствие от общения друг с другом даже несмотря на трудности учебного процесса,  повысить  самооценку всех участников и  укрепить импульс для дальнейшего освоения необходимых социальных навыков. Следующий этап апробации, рассчитанный на период с сентября по ноябрь 2019 года, должен охватить дополнительные площадки и будет включать новую серию диагностических задач. 

Итоги исследования эффективности программы в российских школах будут представлены на проектной секции международной конференции СНО МГППУ «Международный опыт профилактики социальных рисков в сфере детства: политика, наука, практика» и опубликованы  в научных  изданиях МГППУ. Также будет рассмотрен опыт реализации программы в Финляндии и Китае. 

Вопросы и заявки на участие в проекте можно направлять по эл. адресу: workmarina@bk.ru.

 
Фотогалерея проекта