Подводим итоги проекта «Современные технологии управления социальными рисками в сфере детства: создание площадки международного студенческого и экспертного обмена» (грант Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь)
1. Краткая аннотация
|
Актуальные для всех стран вызовы времени в сфере социальных рисков детства (агрессивного, преступного, девиантного, аддиктивного, асоциального поведения, новых видов девиаций, связанных с развитием информационных технологий), ставят перед обществом в целом и профессиональными сообществами задачи поиска новых подходов и технологий в работе с этими проблемами. В проекте в формате площадки международного студенческого и экспертного обмена, образованной на базе научного студенческого общества факультета юридической психологии МГППУ, представлены различные формы обмена опытом реализации в России, Германии и Финляндии программ и политик в отношении несовершеннолетних и молодежи, оказавшихся в кризисной ситуации, в конфликте с законом и других группах социального риска. Краткосрочные стажировки, научные мероприятия, интегрированные культурно-образовательные проекты, разработка программы междисциплинарных исследований, создание реальных и виртуальных площадок для обмена опытом, обеспечивают трансляцию эффективных социальных и психолого-педагогических технологий профессиональному и студенческому сообществам трех стран. |
Подробнее
Актуальность проекта. В России так же, как и в других странах современное детство протекает в новой социальной ситуации развития, которую создают все более усложняющиеся системы общественного устройства на фоне стремительного развития цифровых технологий, что усиливает и видоизменяет прежние и порождает новые социальные риски, которые могут приводить к серьезным последствиям как для отдельных граждан, так и для общества в целом. Наиболее чувствительна к этим изменениям детская и подростково-молодежная среда. К сохраняющим свою актуальность проблемам современного детства, таким как школьная дезадаптация, нарушения социализации (девиантное, делинквентное, асоциальное поведение), агрессия и аутоагрессия, высокий уровень распространенности аддикций, нарушения социальных связей, буллинг, в последние годы добавились кибербуллинг, экстремизм, деструктивные сообщества, новые формы зависимости, меняется структура и качество несовершеннолетней преступности. Растет также число детей, становящихся жертвами преступлений. Эта проблематика требует системного социального анализа актуальной ситуации и исследований новых реалий детства, осмысления опыта эффективных российских и зарубежных практик и на этой основе пересмотра основ системы профилактики на всех уровнях – концептуальном, стратегическом, инфраструктурном, уровне реализации и оценки эффективности деятельности субъектов профилактики с учетом новых вызовов, новых реалий и новых ресурсов, в том числе, кадровых. А также активного участия гражданского общества и самих детей. Эти процессы уже были заложены в основу Национальной стратегии действий в интересах детей и должны получить развитие в рамках программы 10-летия детства. Опыт сотрудничества МГППУ с психологическими институтами и практиками, общественными и государственными организациями в России и за рубежом показывает, что обмен студенческими и экспертными делегациями и проведение международных научных и практико-ориентированных мероприятий в области современных технологий профилактики социальных рисков детства, транслируемый на широкую профессиональную среду, усиливает ресурсность профилактической системы в части методического и инструментального оснащения деятельности специалистов, работающих с проблемным детством в России. Это весьма актуально для российских специалистов, работающих в сфере профилактики и в частности, в системе правосудия для несовершеннолетних – судей, разработчиков законопроектов, социальных работников, психологов, социальных педагогов. Россия ищет свой облик детского правосудия, и институты и технологии, применяемые в других странах, оказываются сегодня значимыми для развития нашей системы. |
3. Основные целевые группы, на которые направлен проект
|
1. Студенты МГППУ, обучающиеся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры по направлениям Психология и Психолого-педагогическое образование. А также студенты из вузов Германии и Финляндии. 2. Российские и зарубежные специалисты, работающие в государственных учреждениях психологической, социальной, правовой поддержки несовершеннолетних, а также в сфере высшего профессионального образования, научных учреждениях и общественных организациях соответствующего профиля. 3. Несовершеннолетние в конфликте с законом, по отношению к которым должна осуществляться работа по профилактике рецидива, сопровождению в трудных жизненных и юридически значимых ситуациях, реабилитации и ресоциализации. |
4. Основная цель проекта
|
Создание на базе МГППУ международной площадки обмена опытом по реализации современных технологий дружественного детям правосудия, а также подготовки кадров для работы с детьми и молодежью, находящихся в трудных жизненных и юридически значимых ситуациях. |
5. Задачи проекта
|
1. Разработать концепцию и модель площадки международного студенческого и экспертного обмена на базе МГППУ, воплотив его в виде постоянно действующего подразделения НСО. 2. Создать реальные и виртуальную площадки международного студенческого и экспертного обмена в форматах обмена делегациями, разработки и проведения научных и проектных мероприятий на базе МГППУ и партнерских организаций в Германии и Финляндии, проектов долгосрочного сотрудничества в проблемной области социальных рисков детства. 3. Объединить в одну площадку культурно-образовательные и творческие проекты по работе с осужденными к лишению свободы молодыми людьми, с целью реализации обмена технологиями и продуктами творческой деятельности просоциально настроенных молодых людей из трех стран. 4. Включить проектные трехсторонние научные и образовательные мероприятия в событийную канву организаций партнеров по проекту (конференции, исследовательские программы, повышения квалификации). |